Две педали
При выборе автомобиля есть несколько критериев. Одним из самых основных является «тип КПП». С механической коробкой всё понятно — при выжатом сцеплении включаем передачу, плавно отпускаем сцепление и едем. И при переключении каждой передачи наша левая нога будет задействована. Но сегодня речь пойдёт о более простом управлении транспортного средства.
Виды трансмиссий с двумя педалями:
Есть 3 типа КПП с двумя педалями: АКПП, роботизированная КПП и вариатор. Рассмотрим каждый тип подробнее.
Классический гидравлический тип АКПП или просто гидроавтомат. Фактически эта КПП состоит из трёх основных устройств — гидротрансформатора, планетарной коробкой передач и гидроблока. Попробую объяснить простым языком.
Первое исполняет роль сцепления. Принцип работы гидротрансформатора построен на центробежной силе гидравлической жидкости. Крутящий момент от двигателя к КПП передаётся посредством двух турбин и специальному трансмиссионному маслу(ATF).
Это самый простой и надёжный тип АКПП. Полная замена масла в «автомате» производится только с полным снятием КПП. Специалисты рекомендуют только частичную замену масла, раз в 70-100 т. км пробега.
Вариатор(CVT). Это бесступенчатая трансмиссия. Опытные автолюбители посмеиваются над этим типом, называя его «троллейбус».
Основу такой КПП составляют два конических шкива с изменяемым диаметром и ремень(цепь) между ними.
Вариативная КПП очень приятная для водителя и пассажиров, но далеко не самая надёжная. Типичные болячки: перегрев, слабые подшипники, износ ремня, который меняется только с полной разборкой КПП.
С перегревом бороться научились — начали ставить радиаторы охлаждения масла. Стали использовать более надёжные и качественные материалы, но надёжность и ремонтопригодность данного типа страдают. Зачастую сломанный вариатор попросту выкидывают, а на замену ставят новый или, чаще всего, контрактный.
Роботизированная КПП или просто «робот».
Принцип работы робота очень прост — грубо говоря, это механическая КПП, у которой за выжим сцепления и переключения передач отвечают сервоприводы — актуаторы. Это электрические или гидравлические привода, управляемые электроникой.
Именно из-за этих нестабильно работающих актуаторов робот считается ненадёжным. Однако, есть другая сторона медали — экономия топлива.
Первые «роботы», очень сырые и крайне не надёжные, были на Toyota (Corolla, Auris), Ford( Fiesta, Fusion), Opel (Corsa, Astra, Zafira).
Как только не обзывали и не вуалировали производители роботизированные КПП. Самым известным и спорным представителем «роботов» является DSG от VAG-Group, построенный на базе PDK от Porsche. Как и многие другие новые роботы, они имеют двойное сцепление, а КПП поделена на чётные и нечётные передачи. То есть, пока вы разгоняетесь на первой передаче, робот уже подготовил вторую и в момент выжима 1го сцепление, отпускается второе и вы уже едите на 2ой передаче. Это позволило сократить переключение передач в десятки раз.
В отличие от своих предшественников, сменили селектор в салоне. Теперь там как и у АКПП присутствует P — паркинг.
Автопроизводители продолжают эксперементировать и оснащать современные автомобили именно роботизированными КПП, так как это самое недорогая альтернатива огромному, дорогому «автомату». Да и расход топлива гораздо меньше.